То ли наш народ российский не умеет включать логику и здравый смысл, то ли и вправду хочет быть обманутым. А может, попросту жадный настолько, что постоянно забывает уже ставшую избитой пословицу о том, что бесплатный сыр только в мышеловке. И продолжает снова и снова наступать на одни и те же грабли.
Рассмотрим пример с автосалонами. В качестве сыра здесь – новенький автомобиль, который вы желаете приобрести, дорогие сограждане. А в качестве мышеловки – ваше любимое «хочу все и сразу». Клиент, желающий не просто приобрести автомобиль, но и получить при этом минимальную процентную ставку при покупке в кредит, получить скидку да еще и подарки, а если еще ему, приехавшему из региона, оплатят проезд!.. Ну как не поехать в столичный салон, ведь цены ниже, чем в регионе, и процентные ставки ниже, и подарки дают – всякие там навигаторы, регистраторы, зимнюю резину… Ничего не настораживает? В нашей-то воровской стране! Ага, держи карман шире!
Так как же это все происходит? Заходишь на сайт автосалона, к примеру, какого-нибудь «Гарант Групп» на Волоколамском шоссе. Подаешь он-лайн заявку на приобретение автомобиля в кредит. Минут через сорок тебе перезванивают и говорят: «Здравствуйте. Иван Иванович? Меня зовут Виктория (имя, конечно же, вымышленное), я ваш кредитный специалист. Автосалон Гарант Групп. Вы подавали нам заявочку на приобретение автомобиля в кредит. Вы прошли с положительным результатом по нескольким банкам, которые предлагают годовые ставки от 8 до 12 процентов сроком кредитования от года до семи лет. Скажите, когда вам удобно подъехать в наш салон за автомобилем?» Вот тут начинается настоящая игра. Далее следует примерно такой диалог:
- Это вы в Москве находитесь?
- Да, в Москве.
- А филиала вашего салона нет у нас в Челябинске?
- Нет, к сожалению. Но вы знаете, из вашего города многие приезжают в Москву, к нам, потому что у вас и цены на авто намного выше, и ставки процентные больше, минимум от 25 процентов. А у нас максималка - это 12 процентов. Но у вас очень хорошие условия, вы пройдете по минималке.
- А первоначальный взнос обязателен?
- Желателен. Но если хотите без взноса, можно попробовать. У вас в любом случае есть одобрение от банков. От вас нужно только ваше присутствие и пакет документов (называется полный пакет документов. В случае, если клиент говорит, что не может предоставить справку 2-НДФЛ, к примеру, ему говорят, что ничего страшного, можно и без этой справки). Оформление документов занимает 2-3 часа, и вы уезжаете домой на своем автомобиле.
- Вы знаете, мне надо подумать.
- Подумайте, но у нас сейчас акция проходит – до конца сентября мы оплачиваем проезд тем, кто приезжает из регионов. Плюс – есть еще подарки, скидки.
- Заманчиво, конечно, но мне все равно нужно подумать. Скажите, а вы официальные дилеры?
- Конечно, официальные. Давайте договоримся созвониться с вами, потому что банки будут спрашивать о вас, мне нужно знать, что им ответить. Имейте в виду, что заявка действует всего две недели (срок «действия» заявки зависит от того, насколько сильно клиент «ломается»), и будет жалко потерять их одобрение. Повторного уже может не быть.
- Ну хорошо, я решил в принципе… так говорите, подарки у вас? А какие? Зимнюю резину даете?
- Да, конечно! И резину, и много других подарков на ваш выбор.
- И проезд мне оплате?
- Конечно, до конца сентября эта акция, но тут осталась всего неделя.
- Так…Хорошо, давайте завтра созвонимся с вами. Я вам позвоню, сразу, как только узнаю, что там с билетами.
На следующий день менеджер он-лайн отдела не дожидаясь звонка от клиента, звонит ему сам:
- Добрый день, Иван Иванович. Это Виктория, ваш кредитный эксперт из автосалона «Гарант Групп».
- Да-да, здравствуйте, Виктория. Я завтра вылетаю к вам.
- Замечательно. Будем ждать вас. Как приедете, поднимайтесь на второй этаж и присаживайтесь ко мне или к любому свободному специалисту.
Далее называется точный адрес. Клиент приезжает в автосалон, оставляет документы и начинает ждать. Проходит три часа, а от банков ни слуху, ни духу. Уж полночь близится, а одобрения все нет. Клиент, уставший и злой, ищет номер в гостинице и остается в Москве ждать с неба погоды. Либо уезжает ни с чем домой. Ведь на самом деле никакого предварительного одобрения не существует. Банки не работают дистанционно. Заявки на кредит подаются уже после приезда клиента в автосалон. И рассмотрение может длиться несколько дней, в зависимости от пакета документов, первоначального взноса и стоимости авто (чем дороже, тем дольше). Это в лучшем случае. В худшем – клиент узнает, что указанные на сайте цены не соответствуют действительности. Менеджер тем временем, оценивая внешность клиента, определяет процент накрутки. Таким образом, стоимость авто может вырасти на 30 процентов, а то и на все 100. За такие деньги Иван Иваныч может купить автомобиль и у себя в городе, он приехал, чтобы купить его дешевле, и не согласен с окончательной суммой. Но внесенные в качестве предоплаты или первоначально взноса сто тысяч возвращать ему никто не собирается. Договорчик-то, в котором и указана реальная цена, подписан не глядя! Как же можно думать о договоре, если надо выбрать подарки и напомнить менеджеру про обещанную скидку! Которую никто предоставлять не собирается, конечно же: «К сожалению, эта акция только вчера закончилась». Возникает вопрос – что делать? Как и кому доказывать, что ты не козел, а всего лишь лох, приехавший из тьмутаракани в Москву за своей авто-мечтой? Попытки дозвониться до Виктории обречены на провал, Виктория «сейчас отъехала в банк, к сожалению». А по сути никакой Виктории нет. Есть весьма искусное заманивание и обман клиентов. И самое печальное, что так почти во всех автосалонах. Такая уж специфика их работы. Хочется сказать – покупайте машину у официальных дилеров. Но ведь было же сказано по телефону: «Да, мы официалы». И верит народ, и приезжает. И не находя иного выхода, покупает автомобиль втридорога, оплачивает сам гостиницы, поезда и самолеты. А дяди – владельцы автосалонов, едва говорящие по-русски, зарабатывают на этом деньги.